Голосовые связки натянуты между

Туберкулез

Заповедь первая: щадить голос во время простуды

От насморка голос становится глуше, кашель раздражает гортань, а стекающая в нее мокрота вызывает воспаление. Если голос охрип, то самое лучшее для него – молчание: постоянное раздражение слизистой оболочки гортани усиливает воспаление и не дает связкам восстановиться. Поэтому фониатры во многих случаях, когда у пациентов возникают проблемы с голосом, назначают молчание как лечебный режим.

Если же это невозможно, надо постараться максимально снизить голосовые нагрузки. Не разговаривайте шепотом: это заставляет голосовые связки трудиться с большим усилием. Нужно просто говорить тише и спокойнее и все-таки – поменьше и пореже.

https://www.youtube.com/watch?v=fXFnLKbNfRk

Старайтесь в течение дня обеспечить горлу лечение. Даже если пошли на работу, возьмите с собой флакончик с дезинфицирующим раствором, противовоспалительные таблетки и пастилки. Идеально, если каждые час-два вы будете обрабатывать горло антибактериальным (грамицидин, фурациллин, раствор йода и морской соли) и противовоспалительным (настойка прополиса, календулы, сок алоэ) раствором, чередуя их. На ночь хорошо смазать больное горло оливковым или облепиховым маслом, поставить спиртовой компресс и держать в тепле.

А когда горло уже прошло, полезно усвоить себе простое правило: сразу же после пробуждения прополощите горло стаканом кипяченой, чуть теплой воды. Это помогает снять налет со слизистой горла и гортани, но не нарушает здоровую микрофлору, которая присутствует на этой части слизистой и очень важна для нормальной работы связок.

Чтобы поберечь голосовые связки, начинайте речь всегда на выдохе. Иначе может не хватить воздуха, для того чтобы закончить фразу, а связки перенапрягутся, компенсируя эту нехватку. Когда легкие наполнены воздухом, слова произносятся звучно и плавно. Сила голоса зависит от работы нижних органов дыхания, легких, бронхов и трахеи.

Чтобы при дыхании у вас всегда был запас воздуха, старайтесь при вдохе заполнять им не только грудную клетку, поднимая верхние ребра, но и часть брюшной полости, работая нижними ребрами, стенкой живота и диафрагмой – перегородкой между грудной и брюшной полостями. Если не получается, попробуйте просто «подышать животом», когда при вдохе живот заполняется воздухом, а при выдохе сдувается. Диафрагма регулирует давление под голосовыми связками, чтобы им не приходилось перенапрягаться.

Специалисты по лечению голоса – фониатры из Московского НИИ уха, горла и носа – советуют освоить несколько простых упражнений.

После небольшого набора воздуха производится протяжный согласный звук «м» или «н». Его направляют вверх в носовую полость. К обеим сторонам носа прикладывают сложенные вместе пальцы рук. Под ними должна ощущаться вибрация. Попробуйте также повторять в нос слова «дон-н-н» или «бом-м-м». Звук должен отозваться колебаниями в области верхней губы.

Затем, выдыхая воздух, протяжно произносят целые буквосочетания: «ми-ми-ми», «мо-мо-мо» или «ма-ма-ма». Именно так, распеваясь, делают певцы. Можно еще произносить «ни-на-но», «би-ба-бо». В дальнейшем, используя звуки «м» или «н», можно напевать «носом» целые мелодии.

Чтобы улучшить звучание грудных, низких звуков, опустите голову на грудь и, прижав к ней подбородок, вместе с выдохом произносите глубоким голосом: «о-о-о» или «у-у-у». Звук тяните, пока хватает дыхания. На верхнюю часть грудной клетки положите руку. Можно слегка похлопать ладонью. Это увеличит вибрацию голосовых связок и силу их колебаний.

Возможно, у вас не найдется времени для ежедневных фониатрических упражнений. Однако несколько простых действий для укрепления голоса, которыми можно начинать день, выполнить вполне реально.

Оториноларинголог-гомеопат Владимир Орехов советует каждое утро начинать с фразы: «говорить надо не горлом, а носом». Попробуйте протяжно произносить эти слова, медленно выпуская воздух через нос, так чтобы голос звучал чуть гнусаво. Упражнение можно повторять и в течение дня – оно хорошо снимает нагрузку с голосовых связок.

Заповедь вторая: исключить раздражение гортани

На нежные складки гортани неблагоприятно воздействует острая, слишком холодная или горячая пища – она травмирует слизистую. Нежелательно также испытывать резкие перепады температуры воздуха, особенно при переходе из разогретого помещения на холод. Даже при здоровом голосе рекомендуется перед выходом на улицу помолчать минут 15, чтобы связки успокоились и остыли.

Голосовые связки натянуты между

Очень существенно влияет на состояние голоса курение – оно значительно повышает вероятность заболеваний гортани, служит причиной появления на связках полипов, что делает голос грубым и хриплым.

Такого же эффекта можно «добиться», если неизменно говорить громко и резко, с напряжением. Со временем на связках появляются мозолистые наросты – узелки. Они становятся существенной помехой для нормального звучания голоса.

Интересно

Всегда считалось, что говорить и жевать одновременно и некрасиво, и опасно, и противоречит правилам хорошего тона. Однако австрийский ученый Фрешельс разработал метод лечения нарушений голоса, который сочетает два этих процесса. Он обратил внимание на то, что во время жевания связки расслабляются, и таким образом легче добиться естественного звучания голоса у тех больных, у которых во время обычного разговора формируется неправильный стереотип речевых движений. Методом Фре­шельса пользуются многие специалисты по лечению голоса, однако отечественная школа фониатрии не считает его эффективным.

Кстати

Чемпионами по голосовым нагрузкам являются оперные певцы. Век вокалиста недолог – 20–25 лет. Впрочем, исключения случаются. Ирина Архипова, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Иосиф Кобзон – яркий тому пример. Их удивительное сценическое долгожительство специалисты связывают не только с «правильной» школой пения, но и с грамотной эксплуатацией голоса.

На сей счет у профессионалов сцены есть собственный негласный кодекс. Вокалисту категорически запрещено петь в простуженном состоянии, курить (от этого голос грубеет и теряет свою звучность), переохлаждаться, злоупотреблять алкоголем и громко разговаривать на улице после спектакля, когда разогретые после активного пения связки наиболее уязвимы.

Самыми сложными (по насыщенности звучания и нагрузке на голосовой аппарат) традиционно считаются драматические партии. У женщин – Турандот и То`ска из одноименных опер Пуччини. У мужчин – Каварадосси из «Тоски» же и Герман из «Пиковой дамы». По объему работы для исполнителей главных партий нет тяжелее спектаклей, чем «Отелло», «Чио-Чио-Сан» и «Борис Годунов».

Оцените статью
Adblock detector