Вызванные потенциалы головного мозга у детей

Эпилепсия

Сущность метода и возможности его применения

Вызванный потенциал – электрический сигнал, которым нервные клетки отвечают на внешний раздражитель или на выполнение мыслительной задачи.

В 1929 году ХансБергер из Германии обратил внимание на биоэлектрическую активность мозга: при передаче электрического импульса от одного нейрона к другому возникают слабые электрические волны, их способен зафиксировать прибор электроэнцефалограф.

На электроэнцефалограмме отражается общая биоэлектрическая активность мозговой деятельности. Выделить из неё реакцию на внешнее раздражение какого-либо отдельного анализатора зрительного или слухового в то время было невозможно, так как биополе вызванного потенциала (от 0.5 до 15 мкВ) в десятки и сотни раз слабее общей активности мозга (20 — 50мкВ).

Лишь в середине ХХ века появился прибор, позволяющий выделить слабые амплитуды колебаний вызванного потенциала из общей амплитуды мозговой активности. Это происходит методом суммации: раздражение, стимулирующее изучаемый потенциал повторяется от 100 до 1000 раз с точными временными интервалами.

Вызванные потенциалы головного мозга у детей

Компьютер суммирует только те отрезки энцефалограммы (ЭЭГ), которые следуют сразу за сенсорным раздражением. Если общая амплитуда в течение этого времени может увеличиваться и уменьшаться, принимать положительные и отрицательные значения и в сумме стремиться к нулю, то вызванный потенциал имеет одну и ту же форму ответа и накапливается в зависимости от числа поданных стимулов.

Чем больше стимулирующих внешних воздействий, тем меньше « уровень шума» общей активности. Вызванный потенциал с высокой собственной амплитудой достаточно чисто выделяется с помощью 50 – 60 повторов, а слабый ответ на раздражитель требует для своего выделения более 500 повторов.

Для применения метода вызванных потенциалов необходима такая аппаратура:

  • генератор стимулов устройство из электродов на голове;
  • усилитель биоэлектрических импульсов
  • аналого-цифровой преобразователь;
  • компьютер для обработки данных;
  • принтер для распечатки.

Противопоказания

Обследование направлено на оценку функционального состояния центральных и периферических отделов нервной системы ребенка, а также на определение возможных уровней поражения. Метод относится к неинвазивным и безболезненным исследованиям, поэтому широко назначается детям разного возраста, начиная с периода новорожденности. Показания к диагностике вызванных потенциалов:

  • Патологии новорожденных. Ретинопатия недоношенных, перинатальная гипоксия и асфиксия, последствия акушерской травмы (паралич Дюшена-Эрба или Керера, внутричерепное кровоизлияние).
  • Патологии зрительного анализатора. Снижение остроты зрения, атрофия или травматическое повреждение зрительного нерва, психогенная слепота у истерических больных.
  • Нарушения слуха. Нейросенсорная тугоухость, шум в ушах, невринома слухового нерва. Исследование рекомендовано при хронических ЛОР-патологиях — отитах, отосклерозе.
  • Вестибулярные расстройства. Нарушения координации движений, асимметрия рефлексов, головокружение.
  • Поражение периферических нервов. Травмы плечевого сплетения, полинейропатия, локальные расстройства тактильной, вибрационной или других видов чувствительности.
  • Травмы головного и спинного мозга. Метод предназначен для выявления уровня и степени травматического поражения.
  • Опухоли из нервной ткани. Вызванные потенциалы помогают определить локализацию и функциональную активность объемного образования.

Свойства вызванных потенциалов

Необходимые понятия для расшифровки и интерпретации результатов:

  1. Латентность – время от начала раздражения до максимального значения ответного импульса. Коротко-латентные ВП (меньше 0.050 сек); средне-латентные (0.050 – 0.1 сек.); длинно-латентные (дольше 0.1 сек.).
  2. Амплитуда колебания – размах колебания от максимального до минимального значения.
  3. Полярность. На одно и то же раздражение симметричные отделы головного мозга могут ответить диаметрально противоположно.
  4. Послезаряд – время затухания ответного импульса. Наступает через 0.3 сек после подачи раздражения и длится от 0.5 сек до 1 сек).

Сенсорные вызванные потенциалы разделяются на зрительные, стволовые слуховые, соматосенсорные, моторные. Исследования каждого из них позволяют диагностировать многообразие заболеваний нервной системы.

Реакция органов зрения

Вызванные зрительные потенциалы – биоэлектрические импульсы мозга в ответ на раздражение органов зрения. Они исследуют зрение на всем пути от сетчатки до центров в коре головного мозга, находящихся в затылочной части, и могут установить место и характер его повреждения.

Зрительно вызванные потенциалы (ЗВП) используют зрительный анализатор для оценки работы нервной системы. Они предполагают, что больной в состоянии фокусировать зрение, удерживать взгляд в одной точке.

Если у пациента есть травма глаза, зрительного нерва, нарушены мыслительные способности, метод ЗВП применять не рекомендуется. В большинстве случаев стимуляцию дают на один глаз, используют светодиодные очки.

Исследование методом ЗВП проводится двумя способами:

  1. Реакция на вспышку света. Исследование проводится для пациентов, которые не могут зафиксировать взор или вообще плохо видят; метод используют для ранней диагностики нарушений зрения у новорождённых. Вспышки стимулируют с помощью матрицы в светодиодных очках; они подаются монокулярно. Пациент находится в изолированном от света и звука помещении, глаза его закрыты.
    Работающие электроды подсоединяют на затылочной области, опорными электродами обычно бывают ушные или лобные. Для получения удовлетворительной картины вызванных потенциалов достаточно провести от 50 до 100 стимулирований.
    Ответом на внешний раздражитель будет череда колебаний – позитивных и негативных – с одинаковой латентностью.
  2. Реакция на смену шахматного паттерна. Испытуемые наблюдает частую смену клеток – черных и белых. Крупными клетками стимулируется периферическое зрение, мелкие клетки мобилизуют центральное. Чтобы выделить вызванные потенциалы, необходимо сделать 100 – 200 внешних раздражений.

Для анализа берутся значения: N75; P10; N145. Индекс N означает самый низкий уровень (пик) импульса; P – самый высокий. Цифры 75, 100, 145 означают латентность (длительность) каждого пика.

При всех патологиях нервной системы в этих точках наблюдается:

  • увеличение латентности (из-за нарушения скорости прохода импульсов по зрительным нервам;
  • нарушение симметрии, когда показания с правого и левого глаза отличаются (из-за поражения участка коры мозга);
  • изменение амплитуды, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Особенно важен для правильного диагноза показатель Р100.

Очень важны ЗВП в диагностике рассеянного склероза, эпилепсии, сотрясениях головного мозга, сахарного диабета, неврита, нарушений зрения и т.д.

Сами по себе результаты анализа ЗВП не могут дать 100-процентный диагноз болезни, необходимо использовать данные клинической картины.

Подготовка ребенка к исследованию вызванных потенциалов

Исследование разномодальных вызванных потенциалов выполняется после стандартного неврологического обследования ребенка и постановки предварительного диагноза. При необходимости врач назначает методы рентгенологической визуализации головного мозга, стоимость которых оплачивается отдельно. За пару дней до исследования отменяют прием транквилизаторов, ноотропов и других препаратов, которые влияют на работу неврологических структур.

Перед электрофизиологической диагностикой необходимо хорошо выспаться, вечером ребенку запрещают смотреть телевизор или играть на компьютере. Утром перед процедурой ребенку нельзя давать чай, кока-колу, кофеиносодержащие напитки. Волосы должны быть чистыми. Если у ребенка есть африканские косички, их необходимо расплести. На время изучения вызванных потенциалов снимают серьги, другие металлические украшения.

Стволовые вызванные потенциалы на акустическую стимуляцию

Слуховые вызванные потенциалы — это ответ слухового нерва и участков головного мозга (его стволовой части) на слуховые раздражения.

Самыми распространенными во врачебной деятельности являются коротколатентные акустической стимуляцией вызванные потенциалы– КАСВП.

Звуковой сигнал на своем пути проходит 5 «станций» — отделов центральной нервной системы. Каждый из этих центров отвечает на раздражение амплитудой колебаний биоэлектрического поля с позитивными (Р) и негативными (N) пиками.

Всплески амплитуд производятся нервными центрами в таком порядке: I.слуховой нерв → II. кохлеарное ядро →III. олива →IV. латеральная петля →V.нижнее двухолмие и кора головного мозга.

Путь передачи сигнала слухового анализатора проходит по стволовому отделу головного мозга, который связан с жизненно важными функциями организма и его познавательными возможностями. Поэтому КАСВП применяют при оценке состояния тяжелых больных, находящихся в коме, а также при оценке интеллектуальной деятельности человека.

Акустические стволовые вызванные потенциалы (АСВП)

Методика КАСВП состоит в использовании стимуляции короткими щелчками сначала на одно ухо, потом на другое. Длительность звука – 0.1 миллисекунды, частота – 10 щелчков в секунду.

Для фиксации вызванного потенциала активный электрод помещают на темя, контрольный – на мочку уха, воспринимающего раздражитель, заземление – на противоположное ухо.

Для точного вывода КАСВП из общего фона ЭЭГ число стимулирующих сигналов должно быть около 3000 с двукратным усреднением. В результате получится график волнообразной функции с пятью положительными и отрицательными пиками.

Методика проведения

Человек располагается в кресле, на голове закрепляются электроды (на темени, лбу и мочках ушей). Через наушники с определенной периодичностью посылаются звуковые сигналы частотой 10 Гц, которые пациент должен слышать, как легкие щелчки. В это время фиксируется мозговая активность.

Процедура не требует предварительной подготовки. Она полностью безболезненна, не вызывает неприятных ощущений и длится не более 20 минут.

Наши клиники в Санкт-Петербурге

Клиника на Пионерской
Клиника на Маршала Жукова
Клиника в Девяткино

Получить подробную информацию и записаться на прием Вы можете по телефону

7 (812) 640-55-25

Записаться на прием

У маленьких детей (до 2-3 лет) диагностика выполняется в состоянии естественного сна, чтобы снизить количество артефактов, вызванных двигательным беспокойством. Детей постарше отвлекают любимыми игрушками. Процедуру проводят в положении лежа или сидя. На голову и другие участки тела крепятся датчики, информация от которых передается на высокочувствительное записывающее устройство. Затем полученные данные подлежат компьютерной обработке.

Существует несколько методик записи вызванных потенциалов, которые подбираются в зависимости от имеющегося заболевания. Исследования различаются по технике выполнения, длительности и стоимости. Основные направления диагностики:

  • Слуховые вызванные потенциалы. Электроды закрепляют на мочках ушей и голове. Ребенку надевают наушники, через которые поочередно в каждое ухо подаются звуковые сигналы.
  • Зрительные вызванные потенциалы. Исследование проводится отдельно для каждого глаза. У грудничков и дошкольников с диагностической целью применяют световые вспышки, старшим детям обследование выполняют по взрослой методике. Записывающие датчики размещают на затылке.
  • Соматосенсорные вызванные потенциалы. Для исследования используют 2 типа электродов. Стимулирующие устройства помещают в области проекции периферического нерва, функция которого исследуется, а записывающие — на коже головы.
  • Когнитивные вызванные потенциалы. Более сложная методика, которая предполагает подачу сигналов разной модальности. Ребенок должен дифференцировать их на значимые и не значимые.

Длительность диагностики колеблется от 20 до 40 минут. По завершении сеанса врач оценивает полученную информацию, подтверждает или опровергает предварительный диагноз и дает рекомендации по лечебным мероприятиям. Наблюдать за ребенком после исследования не нужно, отправляться домой можно сразу после получения результатов.

Соматосенсорные вызванные потенциалы

Если зрительные и слуховые вызванные потенциалы касались только отделов головного и мозга и его ствола, то соматосенсорные вызывают реакцию периферических отделов ЦНС.

Стимулирующий импульс на своем пути раздражает многие нервные центры и позволяет диагностировать их работу. Этот метод способен дать общую картину нарушений работы центральной нервной системы.

ССВП назначается для уточнения диагноза и степени тяжести заболевания; для контроля эффективности лечения; составления прогноза развития заболевания.

Для стимуляции выбирается чаще всего два нервных центра: на руке и на ноге:

  1. Срединный нерв на лучезапястном суставе, принимая импульс, передает его в точку над плечевым сплетением (здесь ставится 1-й регистрирующий электрод); далее следует точка над седьмым шейным позвонком (2-й электрод); лобная область; симметричные точки по обеим сторонам темени проецируют центры управления правой и левой рукой в коре головного мозга. Ответная реакция регистрируемых нервных центров на графике будет обозначена символами: N9 (отклик плечевого сплетения)→ N11 (шейный отдел спинного мозга) → N29 – P25 (кора головного мозга).
  2. Большеберцовый нерв на голеностопном суставе→поясничный отдел позвоночника →шейные отделы позвоночника →лобная часть →темя (проекция центра коры, управляющего нижними конечностями). Это 2-й путь ССВП.

Соответствующие реакции выделяются методом суммации и усреднения из общей картины ЭЭГ на основе 500 – 1000 электрических импульсов.

Снижение амплитуды компонентов ССВП указывает на патологию нервных центров в этом месте или ниже его уровня; увеличение латентного периода говорит о повреждении волокон нервов, передающих импульс (демиелинизирующий процесс), отсутствие реакции в коре головного мозга при наличии компонентов ССВП в периферических центрах нервной системы диагностирует смерть мозга.

Осложнения

Методика не сопровождается инвазивными манипуляциями или другими потенциально опасными для ребенка действиями, поэтому нежелательные последствия возникают крайне редко. Если ребенок слишком активно двигается во время записи потенциалов, возможно появление множественных артефактов, которые снижают диагностическую ценность манипуляции. В такой ситуации процедуру повторяют. Другие осложнения:

  • Эпилептический приступ. Возникает детей с судорожной готовностью или повышенной возбудимостью церебральных структур. При этом исследование сразу же прекращают, пациенту оказывают неотложную медицинскую помощь.
  • Аритмии. Нарушения сердечного ритма развиваются при слишком длительном исследовании либо при врожденных пороках развития сердца.
Оцените статью
Adblock detector